«ПРЕОДОЛЕНИЕ» 05/06 2017

 

«ПРЕОДОЛЕНИЕ»

журнал по информационному обеспечению инвалидов Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени  общество слепых» ( ВОС)

ВЫПУСК №  12
Черкесск
Май- июнь  2017

Региональный ЖУРНАЛ «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени  общество слепых» ( ВОС)

Основан: в сентябре 2013 года, с целью информационного обеспечения инвалидов
Северо-Кавказского федерального округа, в первую очередь инвалидов по зрению

Учредитель: Карачаево-Черкесская республиканская организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового Красного Знамени  Общество Слепых» (Общественная КЧР ВОС)

Периодичность издания: 1 раз в квартал

Формат изд.:  А4

Тираж: 998 экз.

Выпуск издания осуществляется при информационной поддержке Министерства Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати

Адрес редакции и издателя: 369004, Карачаево-Черкесская Республика,

г. Черкесск, ул. Международная 8а;

E-mail: kchrvos@mail.ru  Тел .: (8782) 21-52-30, тел./факс: (8782) 21-62-07

Адрес в интернете: http://minnac-kchr.ru/node/49

: Дубовик Сергей Матвеевич, председатель Общественной КЧР ВОС, Председатель Наблюдательного Совета ,Полномочный представитель Президента ВОС в СКФО, член Центрального Правления ВОС.

Главный редактор  Лычак Антонина: (E-mail: kchrvos@mail.ru; 8-8782-21-62-81)

 Редакция журнала «ПРЕОДОЛЕНИЕ»:

Вихлянцева  Елена: Выпускающий редактор:

Информационное обеспечение:

Яковенко Лидия   (тел.: 8-87878-5-18-71)

Вагапов Арриан (тел: 8-8782- 21-52-30)

Семенова Надежда (тел.: 8-8782-21-50-18)

Лобанова Марина  ( тел 21-63-41)

 

Содержание

В Центральном правлении ВОС
Создание условий для участия инвалидов в культурной жизни общества …….4

Заседание экспертного Совета по доступной среде при ЦП ВОС…………………5

В общественной КЧР ВОС

Информационное агентство «РИА Карачаево-Черкесия» о сайте

Карачаево-Черкесской РО ВОС…………………………………………………………6

Актуальная информация доступна всем………………………………………………7

Реабилитационные мероприятия в местных организациях

 Праздник со слезами на глазах………………………………………………………….9

Мир равных возможностей……………………………………………………………….10

Мир вокруг доступен всем»………………………………………………………………13

Звездный мир своими глазами…………………………………………………………..15

Страничка психолога.

Что нужно знать каждому родителю и специалисту.

из Книги Сары Ньюмен  «Игры и занятия с особым ребенком»   …………………18

Как облегчить путь к успеху………………………………………………………………21

Что важно помнить, когда занимаешься с особым ребенком…………24

Разное

Зрение человека…………………………………………………………………………….28

 Гимнастика для глаз………………………………………………………………………..30

 Это интересно……………………………………………………………………………….32

 ПОЭЗИЯ

«Заверни меня в нежность свою» Светлана Аль-Хальди………………………………..33

«Я свяжу тебе жизнь».  Валентина Беляева…………………………………………………34

Участие инвалидов в культурной жизни общества.

    Вопросы создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества были рассмотрены на заседании Рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов  22 июня 2017 года.  Вице-президент ВОС Л. П. Абрамова приняла участие в выездном заседании Рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, которое прошло в Государственном Дарвиновском музее. На заседании были рассмотрены приоритетные направления деятельности Рабочей группы и план работы на 2017 год.
В ходе заседания обсуждались вопросы организации музеями работы по обеспечению доступности музейных фондов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и разработки ключевых показателей эффективности в этой сфере. Члены Рабочей группы проанализировали принимаемые меры по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры.

 

В Волоколамске состоялось заседание Экспертного Совета по доступной среде при Центральном правлении ВОС

     24-25 июня 2017 года в Центре реабилитации слепых г. Волоколамска проходило первое заседание Экспертного Совета при Центральном правлении Всероссийского общества слепых. В мероприятии приняли участие 15 членов Совета, представлявших более 10 организаций и учреждений из 13 регионов России, ответственные работники Аппарата управления ВОС, представители СМИ.В работе заседания участвовали члены рабочих групп, созданных при Совете. Рабочую группу по индивидуальным техническим средствам реабилитации возглавил А. В. Пивень (ЧУ КСРК ВОС), рабочую группу по доступности объектов ВОС, городской и транспортной инфраструктуры и доступности услуг для инвалидов по зрению — В. И. Помелов (Свердловская РО ВОС).Совет открылся выступлением его председателя, вице-президента ВОС, международного технического эксперта в области формирования безбарьерной среды для лиц с ограничениями по зрению Л. П. Абрамовой. Она проинформировала собравшихся о работе руководства ВОС, членов Совета по реабилитации по взаимодействию с органами государственной власти, подробно рассказала об итогах работы по выполнению решений прошедших заседаний Совета, II Общероссийской научно-практической конференции по формированию доступной среды для инвалидов по зрению, реализации мероприятий ВОС.Об участии ВОС в разработке предложений в области доступной среды и контроле за реализацией мероприятий Минстроя России участникам рассказали директор по науке ОАО «Институт общественных зданий» А. М. Гарнец, начальник Управления по ремонту и строительству ДП АУ ВОС В. Г. Ткачев. Дополнили выступающих и внесли ряд предложений председатель Краснодарской РО ВОС Ю. С. Третьяк , председатель Тюменской РО ВОС Г. А. Тунгусова, председатель Московской областной РО ВОС А. И. Коняев и другие.О проблемах существующей стандартизации по услугам для инвалидов и работе по созданию новых нормативов собравшимся сообщил главный региональный технический эксперт С. С. Сохранский. Полезными для всех членов Совета и рабочих групп стали информационные сообщения, рассказывающие об опыте работы по участию представителей ВОС в формировании доступной среды в регионах. Их представили директор НУ КСРЦ Свердловской РО ВОС В. И. Помелов и начальник организационного отдела Пермской РО ВОС Н. С. Савинова.  Проблемы и предложения по реализации мероприятий по обеспечению доступной среды на транспорте, информационной и невизуальной доступности подробно осветили директор Института прикладных транспортных исследований Д. П. Енин, заместитель начальника отдела Департамента труда и социальной защиты населения Москвы В. Б. Осиновская, начальник консультативно-аналитического отдела КСРК ВОС А. В. Пивень, начальник отдела социокультурных программ и проектов ГБУК г. Москвы А. Д. Попко. Заседание Совета завершилось выработкой итоговых оценок и предложений, на базе которых будет сформирована соответствующая резолюция. Также был утвержден План работы Совета на 2017-2018 годы. Завершая заседание, вице-президент ВОС, председатель Экспертного Совета Л. П. Абрамова заверила собравшихся, что решения Совета будут доведены до соответствующих органов власти и общественных структур.

Пресс-служба ВОС(г. Волоколамск)

В Общественной КЧР ВОС

О Сайте Общественной КЧР ВОС

    В ходе открытого социального реабилитационного форума «Мир равных возможностей», прошедшего в мае текущего года в Махачкале было отмечено, что официальный сайт Карачаево-Черкесской региональной организации Всероссийского общества слепых, приспособленный для тотально слепых людей, занял лидирующую позицию среди сайтов региональных организаций ВОС, представители которых приняли участие в участников форуме, по уровню адаптации для слабовидящих и незрячих граждан.Как рассказал корреспонденту РИА «Карачаево-Черкесия» член Центрального правления ВОС, полномочный представитель президента ВОС в СКФО, председатель Карачаево-Черкесской региональной организации ВОС С. М. Дубовик: «Одним из важных направлений в деятельности нашей общественной организации является обеспечение реализации права инвалидов по зрению на получение полной, достоверной и своевременной информации, необходимой для повышения уровня интеллектуального развития, уровня реабилитированности, расширения кругозора, удовлетворения духовных потребностей». Сайт Карачаево-Черкесской РО ВОС оснащен версией для слабовидящих. Помимо укрупнения шрифта, в нем предусмотрено голосовое сопровождение, которое позволяет озвучивать размещенные на сайте информационные материалы, а, следовательно, пользоваться им слабовидящим и незрячим пользователям. Информационный контент сайта знакомит инвалидов по зрению с жизнью общества, актуальной информацией, а также изменениями в нормах действующего законодательства, касающихся вопросов социальной защиты инвалидов. Обновляется содержимое сайта ежедневно специалистами-экспертами. Кроме того, на сайте предусмотрена возможность обратной связи и комментирования новостей .Вместе с тем, для максимального удобства пользователей сайт организации имеет мобильную версию, которая отображается в мобильных устройствах с различным программным обеспечением. Разработка нового информационного портала началась в 2016 году. Инициатором создания сайта, приспособленного для облегченного доступа инвалидам по зрению, стал кандидат технических наук Сергей Иванов. Преподаватель индустриально-технологического колледжа республики совместно с учеником Давидом Ахмедовым основывались при создании сайта на просьбах и пожеланиях слабовидящих пользователей интернета.«Мы надеемся, что это еще не предел, впереди нас ждут еще различные улучшения и новшества, потому что портал должен быть максимально информативным, функциональным и оперативным», – подытожил С. М. Дубовик

Актуальная информация доступна всем

   Одним из важных направлений в деятельности нашей общественной организации является обеспечение реализации права инвалидов по зрению на получение полной, достоверной и своевременной информации, необходимой для повышения уровня интеллектуального развития, уровня реабилитированности, расширения кругозора, удовлетворения духовных потребностей. Мы прекрасно понимаем, что для каждого инвалида по зрению очень важны, прежде всего, открытость и доступность информации, её достоверность, но самое главное – это своевременность её предоставления. Именно поэтому мы огромное внимание уделяли и уделяем: 
— распространению аудиопродукции на различных носителях (аудиожурналы, газеты, книги); 
— распространению информационных материалов (справочники, журналы, газеты, книги и другое) с применением рельефно-точечного шрифта системы Брайля; 
— совместно с республиканской библиотекой для незрячих и слабовидящих по просьбе инвалидов регулярно доставляем эти материалы по самым отдаленным уголкам нашей республики; 
— еженедельно в местных организациях Всероссийского Общество Слепых проводим различные тематические встречи с проведением информационных новостных чтений и дискуссий;  
— показываем документальные и художественные фильмы с тифло и сурдопереводам в специально открытом нами кинозале в клубе организации;
— издаем различные печатные информационные брошюры и буклеты с подробным изложением основных положений нашей деятельности, возможностях по оказанию практической помощи в вопросах адаптации к современной жизни в новых условиях;
— и многое, многое другое.  
Но жизнь, как известно, не стоит на месте. Новое время рождает и новые потребности, создает новые условия для обеспечения людей необходимой информацией. Именно это заставило нас организовывать новое направление в информационной деятельности – наладить работу посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий.  Да, конечно же, для решения вопроса открытия сайта, как современного информационного портала подачи информации, нужны и определенные денежные средства, и специалисты, способные не только разработать его, но и поддерживать в необходимом новостном режиме. И вот тут в начале 2016 года нам на помощь пришли отзывчивые люди, сострадающие, понимающие проблемы инвалидов по зрению, трудности общества в финансировании подобных задач. Идеей создания сайта, приспособленного для облегчённого доступа инвалидам по зрению, загорелся преподаватель колледжа, кандидат технических наук Сергей Владимирович Иванов, подключил к решению этой задачи своего ученика, студента Ахмедова Давида, который в рамках подготовки дипломного проекта и воплотил идеи своего руководителя, основанные на просьбах и пожеланиях слабовидящих пользователей интернета. Отмечу, что работа была трудной, долгой и кропотливой. Но в итоге она принесла свои положительные результаты. Сайт Общественной Карачаево-Черкесской региональной организации Всероссийского общества слепых (www. voskcr. ru), успешно работает и выполняет свои основные функции – знакомит инвалидов по зрению с жизнью общества, различными новостями, новинками, изменениями в нормах действующего законодательства, касающихся вопросов социальной защиты инвалидов. Сайт имеет мобильную версию, то есть удобно отображается в различных мобильных устройствах (смартфонах, планшетах) с различным программным обеспечением. Существуют и возможности обратной связи и комментирования новостей, которые помогают как улучшению сайта, так и повышению качества работы организации в целом. Необходимо отметить, что и сегодня Давид Ахмедов не остается в стороне, несмотря на то, что он уже давно не студент, он продолжает заниматься улучшением работы нашего сайта, развивать в нём информационные ресурсы, делая их максимально полезными и удобными для пользователей. Главное то, что наш сайт создан не для отчетности, не ради того, чтобы не отставать от других. Главная цель, которая постепенно успешно выполняется — создание ресурса, полезного, прежде всего, для незрячих и слабовидящих людей. Именно поэтому он сегодня оснащен версией для слабовидящих и голосовым сопровождением, способен как укрупнять шрифт для пользования людей с ослабленным зрением, так и становиться звучащим, то есть способным озвучивать размещенные на сайте информационные материалы, что позволяет пользоваться ими тотально слепым людям. Это настоящее!!! А будущее… этим сайтом смогут пользоваться пожилые с ослабленным зрением, глухие, слепо-глухие, люди занятые на непрерывных производственных циклах, женщины занятые воспитанием детей, водители и многие другие. Также хотелось, что бы все официальные сайты были адаптированы для инвалидов по зрению согласно Госту Р 52872-2012 и соответствовали всем критериям. Хочется ещё подчеркнуть, что создание собственного сайта — процесс многогранный. Его мало просто сделать и указать какие-то официальные данные (контакты, нормативную базу, структуру), нужно ещё регулярно  обновлять контент (то есть наполнять разделы новым содержанием — например, публиковать новости, актуализировать информацию в разделах, иными словами — «вести» этот сайт  изо дня в день, что требует соответствующих ресурсов. А кроме того новости не берутся сами по  себе, иногда требуется специально создавать инфоповоды (то есть события, которые впоследствии появятся в новостях), чтобы сайт был не для галочки, а жил, развивался, был актуален, интересен и полезен.И вот тут надо отдать должное нашим активистам, размещающим материалы на сайте. Это и специалист-эксперт по доступности окружающей среды для маломобильных групп населения Вячеслав Петрик, и секретарь-помощник Антонина Лычак. Именно благодаря им на сайте появляются интересные для инвалидов информационные материалы. И, как закономерная оценка деятельности инициативной группы, наш сайт занял второе место среди сайтов Всероссийского общества слепых. Это прозвучало в выступлении пресс-секретаря Президента Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени  общества слепых, Матвеева Валерия Яковлевича, в мае 2017 года в г. Махачкале, где проходил открытый социальный реабилитационный форум «Мир равных возможностей», организатором данного мероприятия выступила Дагестанская региональная организация Всероссийского Общества Слепых, в котором приняли участие региональные организации из Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов и Крыма. И, мы  надеемся, что это ещё не предел, впереди нас ждут ещё различные улучшения и новшества, потому что портал должен быть максимально информативным, функциональным и оперативным. И он таким будет.

Председатель Общественной КЧР ВОС
Дубовик С.М.

 

Реабилитационная работа с инвалидами по зрению

«Праздник со слезами на глазах»

   9 Мая — это не просто праздник, это — один из великих дней, почитаемый не только в России, но и во многих других странах мира. День Победы — это святой праздник, самый важный день для каждой семьи и каждого гражданина нашей страны. Сложно найти человека, которого бы  не коснулась ужасная война, унесшая жизни миллионов солдат и мирных граждан. Эту дату никогда не вычеркнут из истории, она останется навечно в календаре, и всегда будет напоминать о тех страшных событиях. В клубе социокультурного реабилитационного комплекса Общественной КЧР ВОС прошел праздничный концерт, посвящённый 72-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На торжественное мероприятие были приглашены участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. С торжественным поздравлением к собравшимся в зале обратился председатель Общественной КЧР ВОС Дубовик Сергей Матвеевич: «Уважаемые фронтовики, ветераны войны и труженики тыла! От всего сердца поздравляю вас с Днем Победы! 9 мая самый торжественный, самый близкий, самый дорогой и одновременно грустный праздник — день памяти всех тех, кто подарил нам мирное небо над головой, для всех нас это особенный праздник. Он соединяет в себе слезы скорби и радости, боль утрат и великие самопожертвования. За коротким, но емким словом «Победа» стоит мужество и героизм миллионов советских солдат, напряженный и тяжелый труд в тылу. Искренняя душевная благодарность вам за то, что Вы сделали в годы войны и послевоенные годы. Вы наша гордость и пример для подражания в силе духа, любви к родной стране, сплоченности и самоотверженности, во взаимовыручке, ответственности за тех, кто рядом. Желаю Вам крепкого здоровья и долголетия, твердости духа и жизненных сил!  Силами художественной самодеятельности Общественной КЧР ВОС был дан праздничный концерт, в котором прозвучали песни военных лет. По окончании концерта участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла  были вручены памятные подарки.

Информационная служба Общественной КЧР ВОС

 

«Мир равных возможностей»

    С 18 по 21 мая 2017 года в г. Махачкале республики Дагестан проходил открытый социальный реабилитационный форум «Мир равных возможностей», Организатором данного мероприятия выступила Дагестанская региональная организация ВОС.  В форуме приняли участие 12 региональных организаций из Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов: Крыма, Астрахани, Адыгеи, республики Дагестан, Северной Осетии- Алании, Краснодара, Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставрополя, Северной Осетии, Ульяновска, Чеченской республики. В форуме  принимал участие представитель Центрального правления ВОС пресс-секретарь  Президента ВОС Матвеев  Валерий Яковлевич.  В начале работы  Форума были  организованы  3 тематических   площадки. На первой площадке рассматривался вопрос по социальному проектированию и информационному обеспечению деятельности региональных организаций ВОС и его структурных подразделений. Обсуждались задачи создания единого информационно-культурного пространства ВОС. Концепция информационной политики ВОС, принятая в 2014 году постановлением Центрального правления ВОС, предполагает существенно активизировать работу актива региональных и местных организаций по созданию, распространению и использованию актуальной позитивной информации о деятельности ВОС и его членов. На второй площадке рассматривались вопросы использования технических средств реабилитации и овладения специальными компьютерными технологиями как фактор успешной социализации инвалидов по зрению. Был предоставлен доклад о современных технических средствах для инвалидов по зрению. Было проведено фокус-групповое изучение  технических средств  реабилитации. На третьей площадке ставился  вопрос о роли социокультурной реабилитации, реабилитации средствами физической культуры и спорта в социальной  интеграции инвалидов по  зрению ,реализации их творческих способностей. Были проведены тематические лекции и прошли различные мастер-классы и деловые игры, а также досуговые мероприятия. Полномочный представитель Президента ВОС в Северо-Кавказском  Федеральном округе Дубовик Сергей Матвеевич с председателем Дагестанской РО ВОС Назиргаджиевым Хавлатипом Назиргаджиевичем принял участие  в совещании с руководителями не коммерческих организаций республики Дагестан. На совещании министр труда и социального развития Республики Дагестан Ибрагимов Расул Шапиевич обсуждал вопросы обеспечения социальным жильем инвалидов  и маломобильных слоев населения республики Дагестан. В рамках совещания обсуждались вопросы: трудоустройство инвалидов по зрению, оказание финансовой помощи Дагестанской РО ВОС и принятие подпрограммы по социальной защите, поддержке и реабилитации инвалидов по зрению республики Дагестан. По всем этим вопросам министром труда и социального развития Республики Дагестан  Ибрагимовым Р.Ш. была назначена встреча с председателем Дагестанской РО ВОС Назиргаджиевым Хавлатипом Назиргаджиевичем на 24 мая 2017 года для обсуждения конкретных предложений и принятия решений. 
   Одним из самых ярких событий Форума  было  проведение Открытого кубка ВОС команд интеллектуального современного искусства «КИСИ»,в котором участвовало 12 команд из разных региональных организаций  Северо-Кавказского, Южного и Центрального  федеральных округов. Кубок настолько популярен среди незрячих, что ради игры, несмотря на значительные финансовые и физические затраты,  люди приехали из  Крыма,городов Астрахани, Владикавказа, Грозного, Краснодара,Майкопа, , Махачкалы, Нальчика, Ставрополя, Ульяновска, Черкесска. Жюри Кубка возглавил Заслуженный работник Культуры, художественный руководитель Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС (г. Москва), один из основателей игр «КИСИ» Анатолий Николаевич Хаялетдинов. Интеллектуальная игра – это прекрасная форма проведения досуга для людей любого возраста и состояния здоровья. Она дает широкие возможности для позитивного общения, развивает эрудицию, позволяет поверить в собственные силы и повысить самооценку. Для инвалидов особенно важно не замыкаться в кругу собственных проблем, а находить правильные решения в коллективе единомышленников. Этому и учит командная игра. 
     В составе нашей команды  принимали участие: капитан команды Лычак Антонина Александровна, секретарь Общественной КЧР ВОС, Семёновна Надежда Ивановна, председатель Черкесской местной организации ВОС, Спарилуп Сергей Петрович руководитель физкультурно -спортивного,оздоровительного реабилитационного комплекса Общественной КЧР ВОС, библиограф Лобанова Марина Михайловна и молодые активисты ВОС Братова Фатима и Калинченко Роман.  По условиям конкурса каждая команда показывала приветствие, а затем шла интеллектуальная игра. Надо признать, что сама игра оказалась гораздо сложнее, чем приветствие. Тридцать секунд обдумывания пролетали как десять, звучал гонг, и нужно было отвечать. В ходе упорной игры нашей команде удалось заработать 11.9 очка  и выйти в финал. В финале игра была более упорной и напряженной. Вопросы были очень сложные. Использовались не только вопросы,но и музыкальные произведения. По результатам игры в финале 1 место заняла команда «Дагси» из Дагестана ,которая за победу в турнире получила переходящий Кубок ВОС. Наша команда заняла 5 –е место. Но мы не расстроились. Ведь наша команда еще новичок в КИСИ и 5-е место среди 12 команд- это неплохо. По результатам игры всем участникам были вручены дипломы, ценные подарки. В очередной раз мы  убедились, что КИСИ – это замечательный реабилитационный проект ВОС, который расширяет процесс интеграции инвалидов по зрению, духовно сближает по интересам и способствует всестороннему гармоничному развитию и самосовершенствованию людей с инвалидностью. Особую благодарность мы хотим выразить председателю Дагестанской РО ВОС Назиргаджиеву Хавлатипу Назиргаджиевичу за теплый прием и гостеприимство. Уезжали из Махачкалы с легкой грустью, ведь мы расставались с друзьями из других регионов, но твердо знали, что скоро встретимся на других межрегиональных и всероссийских восовских мероприятиях.

редактор журнала « Преодоление»
Лычак А.А.

« Мир вокруг доступен всем»

     С 5 по 9 июня 2017 года группа инвалидов по зрению Карачаево-Черкесской республиканской организации Всероссийского общества участвовала в проекте «Социальный туризм для инвалидов по зрению». 15  участников хорового коллектива, лауреатов Всероссийских фестивалей выехали в Москву. Для социального туризма Москва была выбрана не случайно: здесь есть спортивно-реабилитационный гостиничный комплекс Всероссийского общества слепых, приспособленный для проживания инвалидов по зрению, и специальный транспорт. Многие туристические объекты в Москве имеют экспонаты для тактильного восприятия, а экскурсоводы обучены тифлокомментированию, то есть дают подробное словесное описание экспозиции.  В Москве нас встретила генеральный  директор  спортивно-реабилитационного гостиничного комплекса ВОС  Скребец Светлана Александровна. В гостинице всех распределили в двухместные номера, накормили обедом, провели собрание, на котором   Светлана Александровна рассказала о проекте « Социальный туризм»,о разработанной тактильно экскурсионной программе для инвалидов по зрению. «Это не просто туризм, но и реабилитация наших инвалидов. Они оказываются на равных в обществе здоровых людей, им становится доступным то же, что и всем. Это раскрепощает человека, делает его общительным. Это жизнь, которой так не хватает нашим инвалидам».Познакомила нас  с нашим экскурсоводом Порубель Ольгой Юрьевной. После чего нас повезли на обзорную экскурсию по городу Москве. Тактильно экскурсионные программы по городу позволили ознакомиться с достопримечательностями столицы. Московский Кремль – духовное сердце России, символ и оплот русской государственности. Соборы и башни Московского Кремля, могила неизвестного солдата, Александровский сад. Мы  не раз читали в учебниках истории и географии, но каждый раз из уст экскурсовода открывали для себя новые страницы исторических фактов.  В последующие дни после завтрака  выезжали на экскурсии, обед проходил в центре столицы,в трапезной храма Христа Спасителя. За три дня мы  посетили Красную площадь и Кремль, Поклонную гору, усадьбу Кузьминки, Воробьевы горы, музей имени А.С.Пушкина. Очень многие экспонаты в музее можно было потрогать.  Запомнилась экскурсия в музей «Огни Москвы»,. Погружение в историю города начинается еще со скверика, расположенного перед зданием музея — боярскими палатами XVII века. Здесь можно было увидеть старинные масляный, керосиновый и электрический фонари, которые, выстроившись в ряд, первыми встречают гостей музея. В экспозициях было  много интересного: светец с лучиной, ручные и уличные фонари, самые разнообразные лампы и светильники, пульты управления наружным освещением, большое количество фотографий с видами столицы. Один из залов музея посвящён электрическим часам.    Много интересного увидели и услышали в музее русской усадебной культуры «Влахернское – Кузьминки».  Музей посвящен истории усадьбы и ее владельцам — баронам Строгановым и князьям Голицыным, а также русской усадебной культуре XIX — нач. ХХ вв., история которого насчитывает 300 лет. Здесь мы унеслись в историю 17-18 веков. Сохранившиеся усадебные постройки в полной мере позволили представить жизнь и быт русской усадьбы. Конный двор, флигель для служилых людей на Слободке, ванный домик, кузница, флигели господского дома в настоящее время музеефицированы. Многие экспонаты музея здесь можно было потрогать руками, ощутить мастерство умельцев тех времен даже по прошествии нескольких столетий. На конном дворе покатались на повозке, покормили лошадей сухарями. Сфотографировались на память.  В свободное от экскурсий  время посетили  Московский зоопарк, прокатились на речном трамвайчике по Москва-реке, посмотрели спектакль в театр «Ромэн». Много нового, интересного, познавательного мы  узнали. Уезжали домой довольные, воодушевленные. Всех переполняли положительные эмоции. По словам наших участников, «данный проект позволяет в прямом смысле слов «распахнуть окно в мир» для людей с ограниченным зрением». Все получили массу ярких впечатлений от посещения достопримечательностей города Москва, которые надолго останутся в  нашей памяти.  Мы выражаем огромную благодарность руководству НУ «СРГК: ВОС  (Скребец С.А.), Министерству труда и социального развития Карачаево- Черкесской  Республики (Кемов М.Р), председателю Общественной КЧР ВОС (Дубовик С.М.) за предоставленную возможность — участие в проекте «Социальный туризм для инвалидов по зрению». Особенно теплую благодарность выражаем гиду Порубель Ольге Юрьевне за профессионально проведенные экскурсии, мастер-классы  и чуткое отношение к участникам проекта- инвалидам по зрению Общественной КЧР ВОС.

Редактор  журнала « Преодоление»
Общественной КЧР ВОС
Лычак А.А.

«  Звездный мир своими глазами».

     23 июня в рамках Социального туризма организовано и проведено реабилитационное мероприятие, экскурсия для инвалидов по зрению и слуху Черкесской местной организации ВОС на радиотелескоп РАТАН-600 и оптический телескоп БТА САО РАН. Много веков назад древние аланы соорудили в Архызском ущелье большой каменный круг идеальной формы – свою солнечную обсерваторию. Сейчас здесь располагается два телескопа: радиоволновый и оптический. Построенные более 40 лет назад, они до сих пор представляют гордость отечественной науки. Специальная астрофизическая обсерватория — это научно-исследовательский институт Российской академии наук, расположенный у подножия горы Пастухова в Карачаево-Черкесии.  Обсерватория является крупнейшим российским астрономическим центром наземных наблюдений за Вселенной, который располагает крупными телескопами: шестиметровым оптическим рефлектором и кольцевым радиотелескопом РАТАН-600. САО РАН является самым авторитетным и цитируемым российским научно-исследовательским институтом. Мировую известность астрофизикам из Нижнего Архыза принесло открытие весной прошлого года радиосигнала внеземного происхождения из звездной системы HD164595 в созвездии Геркулеса.По данным астрономов, звезда с кодовым названием HD164595 представляет собой аналог Солнца, находящийся на расстоянии 95 световых лет от Земли. Примерно год назад астрофизики обнаружили у этой звезды крупную экзопланету — «горячий Нептун», масса которого в 16 раз превышает земную. Оборот вокруг своей звезды он совершает за 40 дней. Однако жизнь на этой планете и ее спутниках вряд ли возможна.  Администрация САО РАН любезно предоставила нашим инвалидам бесплатные экскурсии на радиотелескоп РАТАН-600, расположенный вблизи станицы Зеленчукской и оптический телескоп БТА.  Мы с большим интересом ознакомились с историей создания и принципах работы кольцевого радиотелескопа (с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 м), прошли по территории и поднялись вместе с экскурсоводом Маргаритой Викторовной Хилькона одну из приёмных кабин, установленных на железнодорожных платформах. Платформы могут перемещаться по одному из 12 радиальных путей, что обеспечивает набор фиксированных азимутов с шагом 30 градусов. Перестановка облучателей между путями осуществляется с помощью центрального поворотного круга. Основными преимуществами телескопа являются высокая чувствительность по яркостной температуре и многочастотность. Радиотелескоп работает в режиме общего пользования. Половина наблюдательного времени выделяется учёным различных институтов России, 30 % — учёным САО, оставшиеся 20 % — зарубежным астрономам. Число заявок на наблюдательное время  превышает возможности.  Экскурсовод оптического телескопа БТА Серафим Серафимович Кайсин рассказал нашим инвалидам о создании обсерватории, о сборке телескопа в цехе ЛОМО, об изготовлении главного зеркала БТА, его транспортировке и установке.Большой телескоп азимутальный (БТА) с диаметром зеркала 6 м является крупнейшим в Евразии оптическим телескопом. Специальная астрофизическая обсерватория РАН обеспечивает непрерывную работу телескопа по заявкам как российских, так и зарубежных ученых. Телескоп установлен у подножия горы Пастухова на высоте 2070 м над уровнем моря. Главное зеркало имеет форму параболоида вращения и фокусное расстояние 24 м. Диаметр зеркала — 605 см.  Диаметр кабины первичного фокуса — 2 м. Здесь находятся сменные оптические приборы, а также приводной механизм для передвижений линзового корректора и гиперболического вторичного зеркала. Диаметр изображения определяется микроклиматом в помещении башни, а также температурой зеркала. В здании БТА достаточно прохладно, поэтому нам были предложены пледы.  На обратном пути мы остановились у подъёма к наскальному Лику Христа. Желающие могли подняться и прочитать молитву перед Образом. Архыз – удивительный по своей красоте горный район Карачаево-Черкесии – богат памятниками старины и раннего христианства, самым известным и загадочным из которых, безусловно, является наскальный образ – Лик Христа.Расположен он на скале прямо над трассой, ведущей из станицы Зеленчукской в Архыз, напротив древнего городища, известного в настоящее время как Нижнеархызское городище. Лик Христа представляет собой древнюю фреску, изображенную прямо на скале.Лик размерами 140 на 80 см. нарисован тремя основными красками (белой, коричневой, темно-красной), которые выделяются визуально; еще две дополнительные краски выделены в результате химического анализа.Ученые спорят о том, когда же был нарисован этот образ. Большинство склоняется к тому, что он является «современником» расположенных у его подножия Нижнеархызских храмов, относившихся к Аланской Епархии, а значит, он датирован 10-12 веками. Косвенным подтверждением того, что Образ был создан одновременно с Нижнеархызскими храмами, является то, что его взор устремлен прямо на средний храм – самый ранний из сохранившихся здесь. По мнению ученых, это, возможно, самый древний из образов Спаса Нерукотворного на территории России. Известно, что аланы стали массово принимать христианство в 10 веке, раньше, чем оно утвердилось на Руси. В то время из Византии, как и потом на Русь, массово шли византийские проповедники, зодчие, иконописцы. Вполне возможно, что один из византийских иконописцев и создал этот образ, который потом на тысячу лет был скрыт от людей. Открыт образ был в 1999 году, что посчитали символическим, как раз накануне 2000–летия крещения Руси. Обнаружили его местные жители во время охоты, потом его обследовали историки, а уже позже здесь побывал Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, благословивший это место и почитание Образа. В лаборатории было подтверждено, что «возраст» Лика на скале не менее двух веков. Последний раз краска была нанесена или же обновлялась не позднее 150 лет назад. Вначале здесь была труднопроходимая и очень крутая тропа по почти отвесной скале. Поэтому добраться сюда могли только самые настойчивые. Теперь здесь установлена металлическая лестница, по которой можно подняться на 100-метровую высоту к Образу. Но даже по ступенькам подъем выдержит не каждый.Внизу, у подножия лестницы находится церковь. Построена она недавно, но в ее архитектурном облике очень заметно влияние Нижнеархызских храмов. Церковь действующая, хотя ее внутреннее убранство отличается скромностью и лаконичностью: один большой зал, без фресок и росписи. Таким же лаконичным и строгим является и внешний облик церкви.  Поездка прошла неплохо, оставив много впечатлений. Только однажды наш автобус попал в продолжительную пробку (на Кавказе это стадо овец и коров).Мы очень благодарны администрации и директору САО РАН  Власюку Валерию Валентиновичу за предоставленную возможность узнать много нового о достижениях наших учёных, о великих открытиях современной науки и техники, прикоснуться душой к миру звёзд.

 

(Председатель Черкесской МО ВОС)
Надежда  Семёнова

Страничка психолога

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ И СПЕЦИАЛИСТУ»
из Книги Сары Ньюмен  «Игры и занятия с особым ребенком»

В этой статье мы обсудим общие вопросы, имеющие значение для всех детей, независимо от того, какие у них проблемы и чем имен­но занимаются с ними родители или специалисты (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи). Мы поговорим о том, как создать благоприятную обстановку для игры, как организовать занятия с ребенком, как заинтересовать его, а также о некоторых других вопросах, важных для особых детей.

СОЗДАНИЕ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ ИГРЫ
Все дети легко отвлекаются на посторонние звуки и предметы. Это неизбежно, если ребенок занимается чем-то малоинтерес­ным для него или если у него есть физические проблемы, мешаю­щие концентрации внимания. Поэтому очень важно создать обстановку, не отвлекающую ребенка, а, напротив, настраивающую его на определенное занятие. Рассмотрим следующие аспекты обстановки. 

Выбор времени 

Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятий. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.

Шум

Включенный телевизор, радио или проигрыватель мешает ребен­ку сосредоточиться. Поэтому, начиная занятия с ребенком, выклю­чите все источники постороннего шума. Особенно это важно для детей, имеющих проблемы со слухом или речью; ребенок должен сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.

Отвлекающие факторы

Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте иг­рушки перед глазами у ребенка: уберите их в коробку или в сумку, чтобы ребенок их не видел. В таком случае ему будет легче перей­ти от предыдущей игры к следующей.  Если ваш ребенок очень легко отвлекается, старайтесь, чтобы вещи, в данный момент ненужные, не находились у него на глазах. Некоторых детей способны отвлечь не только игрушки, но и пред­меты домашнего обихода и далее орнамент на обоях, скатерти и т.п.; в таком случае, чтобы помочь ребенку сконцентрироваться, вам придется произвести значительные перемены в домашней обстановке. Может быть, стоит заниматься с ребенком за столом — при этом ребенок видит меньше посторонних предметов и не может в лю­бой момент вскочить и убежать. Чтобы свести отвлекающие факторы на нет, можно создать ребенку «рабочий уголок». Это рабочее место за столом, огороженным с трех сторон: высокие однотонные стенки без всяких украшений закры­вают от ребенка все, что может его отвлечь, и помогают сосредо­точиться на выполнении заданий. Задание кладется слева от ребенка, выполнив, он перекладывает его направо и таким образом приучается выполнять действия слева направо. Возможно, насто­ящий «рабочий уголок» не слишком подходит для обычной кварти­ры; но вы можете расположить рабочий стол в тихом углу с про­стыми стенами без украшений. Многим детям нравится иметь осо­бое «рабочее место».

Поза ребенка

Многие дети легко сосредотачиваются и охотно играют, сидя на полу или за обычным столом. Однако, если у вашего ребенка физи­ческие проблемы, вам следует обдумать его положение и позу во время занятий.  Ребенок, сидящий в неудобной или неустойчивой позе, не смо­жет сосредоточиться на занятиях, он будет занят только тем, чтобы удержать равновесие. Если ребенку приходится опираться на руки, он не сможет использовать руки в игре. С другой стороны, ребенок, сидящий в удобной и устойчивой позе, сможет полно­стью использовать свои возможности и сосредоточиться на изуче­нии новых навыков. Беспокойный и легко отвлекающийся ребёнок также только выиграет от правильной посадки: у него появит­ся стимул сидеть спокойно, а возможность прервать занятие и убежать будет затруднена.  Вы можете использовать самые различные возможности: спе­циальную мебель, низкий стульчик и столик, высокий стул, обыч­ный стул за обеденным столом. Все зависит от конкретных усло­вий занятий и конкретных нужд вашего ребенка. Рекомендует­ся также обсудить возможные варианты со специалистом по дви­жению. С другой стороны, если у ребенка нет проблем с удержанием равновесия, полезно поэкспериментировать с различными поза­ми во время занятий, такие эксперименты развивают физические навыки. При игре на полу, за столом или стоя на коленях перед журнальным столиком ребенок принимает различные позы и за­действует разные группы мышц.

Освещение

Хорошее освещение во время занятий важно и для детей, и для взрослых, а для ребенка с нарушениями зрения просто жизненно необходимо. Когда вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Избе­гайте находиться спиной к окну или к лампе.

Ваша поза во время занятий

Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь на­против него, чтобы он мог без труда установить с вами зритель­ный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия. Если вы сидите ря­дом с ребенком, ему приходится использовать боковое зрение или оборачиваться, чтобы взглянуть на вас. То же касается и ситуации, не связанных с игрой: например, когда вы учите ребенка есть самостоятельно, разверните его стульчик к себе лицом.

КАК ОБЛЕГЧИТЬ  ПУТЬ  К УСПЕХУ

из Книги Сары Ньюмен  «Игры и занятия с особым ребенком»

Выбирайте такие виды и способы деятельности, в которых ребе­нок может достичь успеха. О том, как это сделать, рассказывается ниже. Разбивайте задачу на маленькие шаги ребенку будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Не пытайтесь обучить ребенка новому виду деятельности за один прием. Напри­мер, если вы хотите научить ребенка есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т.е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды. Аналогично, когда приучаете ребенка к горшку, начните с главного — умения делать свои дела в горшок. Потом ребенок будет постепенно осваивать и другие операции, которые до этого вы делали за него. Вначале он научится сам снимать штанишки, затем натягивать их, позже — мыть руки. Будьте терпеливы, и ребенок начнет сам выполнять все, что от него требуется, сперва под вашим наблюдением, а за­тем и самостоятельно. Начинайте с легкого начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их слож­ности.   Если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайте не с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и проч­ного толстого шнурка. Если вы осваиваете с ребенком использова­ние ложки, начинайте с блюд вроде йогурта, которые сами липнут к ложке, а «сложные» кушанья, например, суп, оставьте на потом. В начале обучения используйте предметы, которые легко ло­жатся в руку ребенка и которыми легко действовать. Слишком большие предметы, как и слишком маленькие, для ребенка не­удобны. Прямая и обратная последовательность существуют две полезные методики, называемые «прямая» и «об­ратная последовательность». Любое действие можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов. «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выпол­нить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность»— что ребенок заканчивает действие, кото­рое начали вы. Постепенно увеличивайте участие ребенка, пока наконец он не начнет выполнять все действие целиком. Например, если вы хотите научить ребенка умываться, може­те использовать «прямую последовательность». Пусть ребенок сам подставит ладошки под струю воды, а вы, взяв его за руки, сделайте все остальное. Постепенно ребенок научится подносить мок­рые руки к лицу, умываться и вытираться полотенцем. Если ребенок учится строить башню из кубиков, пусть положит первый ку­бик, а вы продолжите строительство. В следующий раз ребенок может сам положить на нижний кубик еще один, а остальное достроите вы. Поощряйте его класть все больше кубиков, пока он не сумеет выстроить башню целиком. Если вы учите ребенка складывать пазл, более полезна будет «обратная последовательность». Сложите все элементы картинки, кроме последнего. Пусть ребенок положит его сам и обрадуется получившейся картинке. Похвалите ребенка за то, что он сло­жил картинку. Постепенно поощряйте его все активнее участво­вать в игре. Важно при каждой возможности вызывать в нем чувство радости и гордости за свой успех. Чем больше вы облегчите ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

Следите за уровнем развития ребенка

Следите за тем, на каком уровне развития находится ваш ребенок. И предлагайте ему только такие задания, которые он в силах вы­полнить. Если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре.

МОТИВАЦИЯ

Используйте интересы ребенка

Дети с особыми нуждами зачастую не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего ми­ра. Для обучения приходится искать, чем их заинтересовать. Вы можете придумать мотивацию для вашего ребенка, исходя из его склонностей и интересов. Большинство навыков можно осваивать в самых разных ситуа­циях, и ваш успех часто зависит от того, сумели ли вы найти удач­ный способ обучения. Например, класть предметы в коробку — очень важное умение, но не слишком-то увлекательное занятие. Но что если бросать в коробку мячики, которые из нее выпрыгивают, или игрушки, при ударе о дно коробки издающие забавные зву­ки? Если эта игра развеселит ребенка, у него появится интерес. Часто у детей есть какая-нибудь любимая игра, которую вы можете использовать для обучения самым разным навыкам. Когда навык прочно освоен, его легче распространить на другие, не столь занимательные виды деятельности. Например, если ребенок лю­бит смотреть на разноцветные движущиеся предметы, вы може­те играть с ним в шарики, раскрашенные в разные цвета. Шарики можно использовать самыми различными способами:
класть в коробку (поскольку шарики довольно мелкие, это полезно для развития тонких моторных навыков);складывать из шариков разные фигуры (я слышала о ребен­ке, которого не удавалось заинтересовать ни конструкто­ром, ни кубиками или другими строительными материала­ми, но шарики сослужили ему добрую службу);
—учиться соблюдать очередность (например, класть шарики в коробку по очереди);
—тренироваться в различении цветов — подбирать шарики по цвету («Дай мне другой такой же»), находить нужный цвет («Дай мне синий шарик»), называть цвета («А это какой цвет?»), а также тренироваться в счете («Дай мне один ша­рик», «Дай мне два шарика»);
—развивать речь, описывая свои действия с шариками (кладем шарик в коробку, достаем из коробки …).

 

Как хвалить и поощрять ребенка

Детям с особыми нуждами многое дается гораздо труднее, чем другим. К тому же они не всегда способны осознать и понять по­хвалу и одобрение взрослого. Поэтому выражайте свое одобрение и восхищение так часто, ярко и отчетливо, как только можете. Не бойтесь перехвалить ребенка! Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, ми­микой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. По ме­ре того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыка­ет к своему достижению, похвалы должны плавно сходить на нет. Ребенок не всегда понимает, за что именно его хвалят, поэтому об этом обязательно надо сказать вслух. «Молодец, хороший маль­чик!» —звучит слишком абстрактно. Говорите: «Как хорошо, что ты сделал «а-а» на горшок!»; «Какой ты молодец, что сидишь пря­мо!» и т.д. Может быть, это звучит странновато, но эффективно поощряет хорошее поведение ребенка. Старайтесь сохранять позитивный настрой и передавать его ребенку. Концентрируйтесь на достижениях ребенка и не обра­щайте внимания на его неудачи. Если ребенок пытается надеть штанишки и сует обе ноги в одну штанину, не говорите ему: «Ну вот, опять ты все делаешь неправильно!» Скажите: «Какой ты мо­лодец, что сам надеваешь штаны! Давай-ка одну ножку сюда, а дру­гую сюда… вот так, правильно… » Дети, как и взрослые, «кнуту» предпочитают «пряник». Если вам кажется, что ребенок пытается овладеть новым навы­ком, всегда говорите об этом вслух и громко хвалите его. Иногда трудно понять, в самом ли деле ребенок пытается освоить что-то новое или его действия случайны. Решайте все сомнения в пользу ребенка. Если вы ошибетесь, то ничего не потеряете. Нет ничего хуже, чем после осознать, что вы могли бы помочь ребенку в его усилиях и не помогли.

Вознаграждение

Если вашего ободрения и похвалы ребенку недостаточно, испро­буйте более веские средства поощрения. Наиболее распростра­ненное «вознаграждение» — различные лакомства, а также ласки и поцелуи. Кроме того, вы можете «награждать» ребенка возможно­стью поиграть в любимую игру или заняться любимым делом. В «вознаграждении» должен быть элемент неожиданности: пусть сегодня ребенок не получит «награды» за выполненное зада­ние, а завтра «наградите» его просто так. Это поможет ему избежать фиксации на наградах и научиться наслаждаться самой деятельно­стью. Например, вы можете в качестве награды пускать мыльные пузыри, но в другой раз —поиграть в мыльные пузыри без специ­ального повода. Для эффективного воздействия «награды» долж­ны быть небольшими, выдаваться сразу и оставаться под вашим контролем. Если, например, вы «награждаете» ребенка печеньем, спрячьте пакет с печеньем у себя за спиной и выдавайте ему по одному печенью за каждое выполненное задание. Если после пер­вого же успеха вы отдадите ребенку весь пакет, на этом ваше заня­тие и закончится. Ребенку необходимо осознавать прямую связь между своими действиями и наградой. Обещания типа «сделай то-то и то-то, и за это мы завтра покачаемся на качелях» дети понима­ют, только когда становятся старше. Важно помнить, что: — если вы не хотите всю жизнь подкупать ребенка конфетами, следует постепенно снижать значение «награды» и добивать­ся, чтобы ребенок получал удовольствие от своего успеха;
—при раздаче «наград» необходимо соблюдать справедливость: нехорошо, если одному ребенку в семье достается гораздо больше сладостей или родительского внимания, чем другим;
— если в качестве «наград» вы используете сладости, не забы­вайте о здоровье ребенка и о его зубах.

Разнообразие и постоянная смена игрушек

Детям (как и взрослым) приедается то, что все время под рукой. Часто случается, что у ребенка полная коробка игрушек, а поиг­рать не во что. Приобретите для ребенка много разнообразных игру­шек (т.е. не одни только куклы или машинки), примерно половину из них держите в шкафу или на антресолях и раз в несколько меся­цев заменяйте игрушки, к которым ваш ребенок привык, непри­вычными. За несколько месяцев ребенок успевает отвыкнуть от старой игрушки и встречает ее, как новую. И не беспокойтесь, что игрушек не хватит! Дети относятся к игрушкам так же, как многие взрослые к своему гардеробу: любят, чтобы их было много, но ис­пользуют далеко не все, что у них есть.

«ЧТО ВАЖНО ПОМНИТЬ,

КОГДА ЗАНИМАЕШЬСЯ С ОСОБЫМ РЕБЕНКОМ»

из Книги Сары Ньюмен  «Игры и занятия с особым ребенком»

Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным разговаривая или играя с ребенком, родители, по-видимому, под­сознательно дают ему определенное время для ответа. Часто при­ходится видеть, как мать, обращаясь к младенцу, некоторое время ждет ответа, а затем отворачивается и переходит к другим делам. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства ро­дителей примерно одинаково. Однако ребенку с особыми нужда­ми требуется для ответа больше времени, поэтому родителям сле­дует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт. Так, например, ребенок с церебральным параличом испытывает затруднения в «организации» движений глаз и лицевых мышц: чтобы ответить улыбкой на улыбку, ему требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реак­ции, подождите столько, сколько подсказывает вам подсознание, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будь­те терпеливы.

Повторение и настойчивость

Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, вам придется повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.

Недостаток отклика

Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недо­статком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку свою любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен. Все, что вам остается, — не сдаваться и продолжать любить своего ребенка. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную.

Мультисенсорный подход

Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, ес­ли к ним применяют мультисенсорный подход, т.е. стараются за­действовать все их органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.  Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, что ­бы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, вклю­чите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, по­кажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зри­тельные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто пока­зать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попро­бовать выполнить то же действие (можете использовать метод «рука в руке» —взять руки ребенка в свои и помочь ему).  Даже взрослые нередко сталкиваются с этим явлением: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали,— словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающи­ми закрепить новые сведения в памяти.

Постоянство и предсказуемость

Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обста­новки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности. Если ваш ребенок страдает нарушениями восприятия или не­достатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг. Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства. Избе­гайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квар­тире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное). Рано или поздно детям приходится выйти в «большой мир», неизвестный и пугающий. Им будет гораздо легче научиться ориентироваться в нем, если дома они привыкли к постоянству и порядку. Постарайтесь со­здать для ребенка расписание (т. е. ребенок должен вставать, ло­житься, обедать и т. п. в одно и то же время) и четкие правила по­ведения (например, «есть и пить можно только сидя за столом»). Однако расписание не должно мешать жить: вовсе не обязательно, например, каждый день отправлять ребенка в постель ровно в 19:00, однако ребенок должен каждый день ложиться между 18:30 и 19:30, а не между 19:00 и 22:00. Кроме того, некоторые вариации в расписании необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фик­сацию на расписании, свойственную некоторым детям.

Важность обобщения приобретенных навыков

Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что ребенок способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посто­ронними людьми. В частности, профессионалы всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом. Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором пред­метов, на которых тренировался дома, но и с незнакомыми веща­ми. Если ребенок освоил навык с одним набором предметов, ско­рее всего, не растеряется и с другими, однако вы должны дать ему возможность проверить себя. Дайте ребенку как можно больше возможностей. Предостав­ляйте ему различные предметы для игры, побуждайте играть в различной обстановке. Пусть он научится экспериментировать и расширять свои познания об окружающем мире.

Не «застревайте» на одном навыке

Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и раз­вивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребен­ка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спра­шивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» и т. п., или мо­жет быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно. Так или иначе, подобное «застревание» вредно для ребенка. Во-первых, при этом родители забывают о других навыках, также очень важных и необходимых для полноценного развития. Во-вторых, ребенок — целостная лич­ность и должен развиваться как единое целое. Навыки ребенка развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных. На­пример, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овла­деть и физическими навыками — умением брать и отпускать пред­мет, и интеллектуальным навыком — способностью сопоставить размеры коробки и предмета. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздей­ствие на освоение других, даже если непосредственная связь меж­ду ними не очевидна. Например, развитие навыков общения помо­гает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение. Научившись сидеть, ребенок полу­чает больше возможностей наблюдать мир вокруг себя, ему удоб­нее держать игрушки и изучать их, а это удивительным образом приводит к увеличению числа вокализаций.  

Выполнение заданий

Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хо­чет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, на­пример: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закон­чить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-насто­ящему никому не нужен.

ЧУВСТВУЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

Существует опасность, что, увлекшись развитием ребенка, его ус­пехами, сравнением со сверстниками и т.п., родители забудут о самом ребенке.  Пусть прогресс ребенка не заслоняет от вас его личность. Иг­райте с ребенком в те игры, которые ему нравятся, занимайтесь тем, что он хочет. Повторяйте его действия. Войдите в его мир, постарайтесь понять, к чему он стремится, и уважайте его жела­ния. Если во время занятий ребенок вдруг начинает делать что-то необычное, не обрывайте его: подождите и посмотрите, что бу­дет дальше. Старайтесь чувствовать настроение и эмоции ребен­ка. Не стремитесь непременно втиснуть ребенка в мир своих по­нятий и ожиданий: старайтесь смотреть на мир его глазами.

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Не бойтесь питать самые большие надежды и делать самые опти­мистические прогнозы. Избегайте пессимизма. Не говорите: «Нет, он никогда не научится сидеть!» или что-нибудь в этом роде. Даже если у вас опускаются руки, не сдавайтесь, продолжайте работать! Любое обучение, даже если оно не дает прямого результата, развивает ребенка и увеличивает его потенциал. Возможно, со време­нем вам придется изменить свои ожидания исходя из приобре­тенного опыта, но, в любом случае, лучше ставить себе высокие цели, а в случае неудачи утешаться тем, что вы сделали все воз­можное. Если вы уверены, что ваш ребенок ни на что не способен, он ничего и не достигнет, ведь тогда у него не будет стимула рабо­тать. Часто вам придется принуждать ребенка к играм или физи­ческим упражнениям, которые ему не по вкусу. Возможно, вы буде­те чувствовать себя жестокими мучителями. Однако часто бывает, что со временем, привыкнув к этим занятиям, ребенок начинает получать от них удовольствие. И постепенно становится более умелым и самостоятельным. Сосредоточьтесь на маленьких шагах и не пытайтесь достичь всего сразу. Делайте все, что можете, и того же требуйте от ребенка.

 

РАЗНОЕ 

 

«О зрении человека»

Изучать зрение начали очень давно, в Древней Греции.  Еще ученые Древней Греции открыли законы отражения и преломления света, которые описывают, как ведет себя луч света при встрече с другой средой или поверхностью. Мы видим это, когда линзы взаимодействуют со светом: фокусируют и рассеивают, отражают и преломляют, заставляют изменять направление луча. На таких же принципах работают наши глаза! Это удивительные природные оптические инструменты, и стоит испортить хоть одну линзу, свет пойдет не туда, а значит, не получится качественное изображение. Природа заботливо оберегает глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Если перед глазами появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Если пылинки и сядут на глаз, мигающее веко тут же ее слизнет. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. Впереди и под веками глаз покрыт специальной прозрачной тканью – конъюнктивой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли. На лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож  на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки.       Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. В самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света, благодаря специальным мышцам, зрачок то сужается, то расширяется. В глазу изображение проходит через хрусталик – особое образование, похожее на линзу. Он крепится на специальных эластичных мышцах и может изменять свою форму (быть выпуклым, плоским или вогнутым), чтобы отчетливо видеть то, на что мы смотрим.На противоположной стороне глазного яблока очень важная оболочка – сетчатка. Когда глаза открыты, они постоянно рассматривают то, что находится перед ними. Глаза движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение. Два глаза на определенном расстоянии, на одной высоте обеспечивают бинокулярность зрения, что позволяет видеть предметы объемными и правильно оценивать расстояние до них. В то далекое время, когда появились глаза, в природе не существовало ни книг, ни компьютеров. Зато важно было, чтобы глаза хорошо различали далекие предметы, чтобы их обладатели могли найти себе еду или заранее увидеть врага. Естественное состояние глаза – смотреть вдаль. Поэтому глаза отдыхают только глядя вдаль или будучи закрытыми.

Автор – профессор Э.С. Аветисов

 

Гимнастика для глаз.

Гимнастика состоит из трех групп упражнений, каждая из которых имеет свою цель.

Группа 1 — улучшающая питание глаз кровью и усиливающая циркуляцию внутриглазной жидкости.

Исходное положение для этой группы упражнений — сидя. Очень кстати!

            Упражнение 1

Поочерёдно крепко зажмуривайте глаза на 3-5 секунд и потом открывайте их на то же время.

            Упражнение 2

Моргайте глазами в быстром темпе на протяжении 10-15 секунд, после чего сделайте паузу на 7-10 секунд. Делайте так 3-4 раза.

            Упражнение 3

Указательным пальцем массируйте соответствующий закрытый глаз круговыми движениями на протяжении 1 минуты.

            Упражнение 4

Закройте глаза и тремя пальцами соответствующей руки легко надавливайте на глазные яблоки в течение 1-3 секунд. Повторите эту манипуляцию 3-4 раза.

            Упражнение 5

Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.

            Группа 2 — укрепляющая глазодвигательные мышцы. Во время выполнения этой группы упражнений голова не двигается. Исходное положение – сидя.

            Упражнение 1

Медленно поднимайте взгляд на потолок, а потом переведите его на пол. Делайте так 8-12 раз.

            Упражнение 2

Переводите медленно взгляд в горизонтальном положении: сначала вправо, потом – влево. Сделайте так 8-10 раз.

            Упражнение 3

Медленно переводите взгляд по диагоналях: сначала вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, потом переводите взгляд по другой диагонали – влево-вверх, вправо вниз и обратно. Повторите так 8-10 раз.

            Упражнение 4

Двигайте глаза по кругу сначала против часовой стрелки, потом – за часовой стрелкой. Сделайте 4-6 повторов.

Группа 3 — для тренировки аккомодации. (В зале не выполняется).

Все упражнения из этой группы нужно выполнять стоя.

            Упражнение 1

Смотрите вперед в течение 2-3 секунд, потом сосредоточьте взгляд на пальце правой руки, поместив его перед лицом на расстоянии 25-30 сантиметров на уровне носа. По прошествии 3-5 секунд руку опустите. Повторите 10-12 раз.

            Упражнение 2

Это упражнение помогает глазам работать вблизи.          Вытяните левую руку перед лицом и смотрите на ее указательный палец в течение 3-5 секунд. Потом начните сгибать руку, приближая палец к носу до тех пор, пока не заметите раздвоение пальца. Проделайте так 6-8 раз.

            Упражнение 3

Вытяните правую руку с выставленным указательным пальцем перед лицом и смотрите на этот палец на протяжении 3-5 секунд. После этого, прикрыв левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, сгибайте и разгибайте правую руку, меняя расстояние от ее указательного пальца к глазам. То же самое проделайте, вытянув левую руку, а правой прикрывая правый глаз. Повторите так 6-8 раз.

            Упражнение 4 — “Метка на стекле”.

Если вы носите очки, то не снимайте их во время выполнения этого упражнения.

На оконном стекле на уровне глаз закрепите цветную метку размером 3-5 мм., после чего вдали за окном найдите объект, находящийся на линии взора, проходящего через метку. Смотрите на метку в течение 1-2 секунд, потом переведите взгляд на удаленный объект на 1-2 секунды, затем снова смотрите на метку, потом – на объект вдали и т.д…  Это упражнение рекомендуется выполнять в течение 7 минут, но первые 2 дня занятий это время ограничьте 5 минутами. Упражняйтесь с меткой на стекле 2-3 раза в день как обоими глазами, так и одним глазом.

 ИНТЕРЕСНО

Песни про глаза

В. Добрынин, ст. Л. Дербенева «Кто тебе сказал?»

Д. Тухманов, сл. Т. Сашко. «Эти глаза напротив»

Н. Поликарпов, сл. А. Гадалова. «Глазки кари мне моргали»

Р. Мануков, сл. В. Лазарев-Мильдон. «Ясные, светлые глаза».

Муз. и сл. А. Лукьянова. «Глаза цвета виски»

О. Строк, сл. А. Перфильева. «Ах, эти черные глаза»

В. Королев. «Васильковое платье, и глаза – васильки»

В. Дайнеко. «А я пойму все по глазам»

В. Высоцкий «У тебя глаза, как нож»

Муз. и сл. В. Высоцкий  «Глаза то лукаво блестят». — исп. В. Высоцкий

В. Антонов (Добрынин), сл. В. Гинзбурский (Гин). «А твои глаза зеленые». — ВИА «Лейся, песня»

В. Комаров — И. Янина. «Ах, глаза». — исп. В.Толкунова и ВИА «Лейся, песня».

В. Матецкий, Сл. Л. Воронцова. «Твои печальные глаза». — исп. С. Ротару

Автор музыки и слов С. Михайлов. «Тёмные глаза».— исп. С. Михайлов

Е. Птичкина, сл. Т. Коршиловой. «У беды глаза зеленые». — исп. В. Толкунова

Украинская нар. песня «Чорнii брови, карii очi». — исп. И. Козловский

А. Флярковского, сл. Л. Дербенева. «Колдовство» (Твои глаза как два тумана) — исп. В. Ободзинский

Музыка и слова — О. Строк. «Голубые глаза». — исп. П. Лещенко

Музыка — А. Вертинский, слова А. Ахматовой. Сероглазый король. — исп. В. Толкунова

Автор музыки и слов — Игорь Николаев. Серые глаза.— исп. Н. Королева

Музыка неизвестного автора, сл. И. Кондратьева. «Очаровательные глазки». — исп. О. Воронец

Музыка Флориана Германа, сл. Евгения Гребенки. «Очи черные». — исп. Н. Сличенко

Музыка В. Преснякова, сл. А. Драта.  Прошлогодние глаза. — исп. ВИА «Самоцветы»

Ресницы и твои глаза. — исп. А. Пугачева.

Свет любимых глаз. — исп. группа «ЯЛЛА»

Алмаз – Алиса Мон

Ваши глаза. — исп. Т. Смирнова.

Глаза в глаза. — исп. М. Шуфутинский

Глаза — два брильянта. — исп. группа «Премьер-Министр»

Глаза с огоньком. — исп. С. Любавин

Глаза убийцы. — Макс Барских

Голубые глаза. — исп. А. Барыкин

Голубые глаза. — исп. Mr. Credo

Голубые глаза хороши. — исп. К. Шульженко

Голубые глазки. — исп. И. Салтыкова

Грустные глаза. — исп. Е. Волконская

Два синих ока. — исп. Б. Закиров.

Девочка моя синеглазая. — исп. Е. Белоусов

Еврейские глаза. — исп. В.Захарченко.

Её глаза. — исп. группа «Би 2″.

Загляните в детские глаза. — исп. И. Малова.

За твои глаза. — исп. «Кабриолет».

Зеленые глаза. — исп. И. Саруханов

Зеленые глаза. — исп. Лена Третьякова

Карие глаза. — исп. Ника.

Любимые глаза.- исп. тенора 21 века (М. Пастер, Г. Фараджев, А.Захаров)

Мамины глаза. — исп. Т. Гвердцители

Милые зеленые глаза — исп. Т. Муцураев

Серые глаза.- исп. И. Салтыкова.

Синие глаза. — исп. С. Любавин

Синие глаза. — исп. А. Новиков

У всей земли твои глаза. — исп. А. Приклонский

Чёрные глаза. — исп. Айдамир Мугу

Чьи-то глаза. — исп. В. Леонтьев.

Я не колдунья (За мои зеленые глаза) — исп. Н. Кадышева

 

ЛИРИКА.

Заверни меня в нежность свою…

Светлана Аль-Хальди

Заверни   меня  в  нежность   свою,
В  тёплый  плед  из  волнующих  рук,
Я  тебя  вдохновлённо  люблю,
Берегу  от  тревог  и  разлук…

Заверни   меня  в  белые  крылья,
В  покрывало  из  лунных  мерцаний,
Мы  на  небе  волшебная  линия,
Сгусток   космоса   ярких  сознаний…

Заверни  меня   в  тёплую  негу,
Так   боюсь  счастье  то  расплескать,
Не    отдам   я  весну   вьюге, снегу,
Я  хочу  как  сирень  расцветать…

Заверни   меня, нежно  укутай
В    поцелуи, объятья   ночей,
Огради   от  сомнений  и  смуты,
От  холодных, дрожащих   плечей…

Заверни   меня  в  дивную  ласку,
Прошепчи  «дорогая  моя»,
Подари   лучезарную  сказку,
Где   нас  к  раю  ведёт  колея…

Заверни   меня  в  светлые  мысли,
Где  любовь   и  надежда  живут,
Мои  строки   лиричные  быстры,
В  рифмах  струны   волшебно  поют…

Заверни   меня   в  нежное  диво,
Свято  верю  душой  в  чудеса,
Обнимаю    мир  лирой  красиво,
Нашу  землю   и  все  небеса…

Я  желаю  вдыхать  родной  запах,
Ощущать  невесомость  морей,
Курс  к  добру  звездой  солнечной  задан,
Букет   дивных  ночей, ярких   дней…

Заверни   меня  в  нежность  свою,
Я  приму   всё  тепло  поцелуев
И  отвечу  как  сердцем  люблю,
С  ветром   лёгким   кружась  и  танцуя…

Благодарна  судьбе  я  и  Богу,
Нет   теплее  кольца  нежных   рук,
Мы  пройдём   сотни  миль  по  дороге,
Упадём   в  травы  солнца, где  луг…

Вечность  стелется   облаком  белым,
Стаи   бабочек  льют   позитив,
Человек  без  любви  очень  беден,
Нежность  снимет  с  души   негатив…

 

«Я свяжу тебе жизнь»

Беляева Валентина

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы-
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar